(† 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая). Согласно рассказу Евсевия Кесарийского, в гонение имп. Диоклетиана к правителю Кесарии Урбану были доставлены юноши-христиане: А. из Газы, иеродиак. Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполи Финикийского, иподиак. Ромил из Диосполя, египтяне Паисий [Плисий, Пуплий] и два Александра. Будучи свидетелями мучений святых Тимофея, Агапия (пам. 19 авг.) и Феклы, они открыто исповедали Христа. Заключенные Урбаном в темницу, святые мученики не поддались ни уговорам, ни угрозам и были обезглавлены. Им посвящен канон Иосифа Песнописца (IX в.) и греч. служба.
Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, затем оно было трижды переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 15 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26).
В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано и встречается часто. В Типиконе Великой ц. (X в.) есть воспоминание мученичества А. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248). Студийский и Иерусалимский уставы и служебные Минеи к ним отмечают память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451, 483). Слав. служебная Минея на март-апр. (кон. XIV - нач. XV в.; Син. № 172), отражающая богослужение по Студийскому уставу, содержит седален, 3 стихиры и канон, идентичные помещенным в греч. и слав. печатных Минеях. Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) с акростихом «Седми приношаю мучеником песнопение» атрибутируется Иосифу Песнописцу († 883). В целом последования в печатных Минеях схожи друг с другом, однако в греч. выписан тропарь (4-го гласа) «Τοὺς μάρτυρας Χριστοῦ ἱκετεύσωμεν», отсутствующий в слав., и на утрене после 6-й песни содержится стишной ямбический синаксарь (Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 117). Из синайской рукописи IX в. (Sin. Gr. 607. Fol. 55-57) известен др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), со 2-й песнью и без акростиха («Δεῦτε οἱ πιστοὶ σματικῶς τὸ τῶν μαρτύρων σύνταγμα» - Ταμεῖον. P. 176. N 529). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр. рус. и греч., указана служба с Аллилуия.
Изображения А. как юного мученика, с крестом в руке, в рост или полуфигурно, широко распространены на фресках Каппадокии: капеллы 1 (Аль-Назар), 9, 11 (ц. св. Евстафия) в Гёреме, кон. X в.; в Тавшанлы-килисе, 950-960 гг.; капелла 4, 913-920 гг., и Айвалы-килисе в Гюлю-Дере; в Хуазинтен-килисе в Ихларе, нач. X в.; в Белли-килисе I в Соганлы, кон. X в.; в ц. вмц. Варвары в Соганлы, 1021 г. Если в большинстве указанных храмов А. изображен в типе мученика, облаченного в плащ с таблионом и с крестом в руке, то на фреске в капелле 23 (Каранлык-килисе) в Гёреме, 1210 г., А. представлен в рост в воинских доспехах, с копьем в руке. В настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг., изображено мученичество - усекновение мечом А. и с ним пострадавших; на рус. минейной иконе (на март) кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., представлен только А.
«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., называет усеченными вместе с А. святых Пуплия, Ромила, Тимолая, двух Александров и Дионисиев; там же есть указание на то, что мучеников А. и Пуплия следует изображать старцами, остальных - юношами (Ч. 3. § 22. Март 15). Строгановский иконописный подлинник, посл. треть XVIII в. (БАН. Строг. 67.1) предлагает изображать А. вдвоем с мч. Александром, напр. на рус. минейной иконе сер. XVII в. из собрания музея в Реклингхаузене.
А. посвящен сев. придел в московском храме Св. Троицы в Троице-Голенищеве, XVII в., где находится совр. икона А. и пострадавших с ним.